freezonescio

Марокко (часть 1)

Снова и снова подтверждается тезис о прямом назначении планеты Земля как лучшего места для туризма.
Настал черед экзотической страны Марокко. Она словно создана для путешествий.
Как будто бы кусок Ближнего Востока или Средней Азии каким-то чудом оказался на северо-западном побережье Африки. Арабские Ходжа Насредины в халатах и тюрбанах разъезжают на осликах, те же кувшины и прочая дребедень на рынках.
Охарактеризовать это путешествие в моем исполнении можно одним словом "Впервые". Впервые то, впервые это...
В целях экономии денег и чтобы было повеселее, стал искать попутчиков на форуме "Скиталец".
Отозвались несколько человек. Из них только двое имели серьезные намерения и приличный стаж походов. Саша и Таня. Правда, возраст за полтинник. Но поскольку программа похода была не категорийной, то я был очень рад попутчикам. Потом эту программу пересмотрел в пользу изданной журналом Lonely Planet.
До попутчиков были доведены требования физически соответствовать. Да я в них и не сомневался.
Первая задача, которую нужно было решить мне, это найти отличные горные ботинки с широким температурным диапазоном: от -10 до +25 градусов. Одни продавцы туристической обуви говорили, что чудес не бывает, другие упоминали отдельные модели известных брендов Аsolo и Lowa. Я же нашел свои боты: Mammut Ridge с отличной скидкой. Очень легкие и прочные, при этом без лишних слоев и утеплителей. Только жесткий каркас и мембрана gore-tex. К ним докупил носки с coolmax. Они довольно толстенькие, что предотвращает натирание мозолей, и при этом неплохо отводят влагу.
Это позволило иметь только одну пару обуви для для разных климатических зон. Меньше таскать.
Итак, снаряга в порядке, программа доработана: 6-дневный трек по Джебель Загро и всхождение на гору Тюбкаль (4130 метров). Билеты взяли на обоюдно удобное время за 24000 рублей туда и обратно с пересадкой в Мадриде.

Прибыли в аэропорт Марракеша:

Сначала хотели сесть на известный автобус № 19, который объезжает весь город за 3 евро с человека. Но, оказалось, можно просто заплатить 10 баксов за целое гранд-такси (старенький мерседес) и доехать прямо в адрес. Так и сделали, но до адреса доехать не получилось, поскольку забуканый нами хостел находился а медине - средневековом скоплении домиков с маленькими узкими улочками. По медине пошли пешком. Тут же нарисовались помогалы. И без них мы, пожалуй, в этом лабиринте нифига бы не нашли. Нас довели и попросили 5 баксов. Татьяна возмутилась и пыталась отделаться одним долларом. Начался базар-вокзал. Чтобы отстали, я отдал 5 баксов.
Ничо так хостел:

Все взяли по однушке. Мне достался "пентхауз":

Аскетично,

но зато отдельно и с отличным видом:

Разместившись, мы побросали вещи, и пошли в сторону главной достопримечательности Марракеша - рыночная площадь Jemaa el-Fnaa.

Весь старый город (медина, дворцы, мечети) обнесён крепостной стеной:

На улице кактусы как бурьян:

Много апельсиновых деревьев, но их плоды невкусные:

Туристов катают:

Рыночная площадь - это какой-то зоопарк. Тут пляшут, поют, стучат в барабаны и фотографируются всякие непонятные личности:

Мы на это поглядели и пошли в харчевню. Нам сразу предложили главное национальное блюдо - даджин:

Это тушеное на углях мясо и овощи в глиняной посуде.
Подкрепившись мы пощли гулять по рынку. Море бесполезного барахла. Но в этом есть свой восточный африканский колор.

Попробовали сладости с каким-то концентрированным чаем со специями:

Обещался "бой века", но класс боксеров сомнителен:

Мы обнаружили, что под нашу резьбовую горелку для приготовления еды в Марракеше не продаются газовые баллоны. Пришлось покупать местную горелку и баллоны. Саша велел продавцу довести её до совершенства по-русски - тщательно обработать напильником. Мустафа за работой:

Прибыв в хостел стали держать совет. Как-то с разбегу не удалось найти таксиста, который бы захотел отвезти нас в Джебель Загро согласно нашего плана. Это довольно-таки далеко. С другой стороны, я поглядел погоду на Тюбкале и обнаружил, что как раз послезавтра скорость ветра составит всего 5 м/с. В остальные дни 30-50 м/с. Татьяна, трижды штурмовавшая Эльбрус (один раз успешно), подтвердила, что это отличные условия для восхождения, это просто удача.
Мы решили завтра выдвигаться в город Имлиль, что в 60 км южнее Марракеша. Это стартовая точка для трекинга к Тюбкалю.
Утром встречаю рассвет:

Завтракаем, собираем рюкзаки и выдвигаемся в сторону автостанции:

Таксиситы сначала выставили ценник в 420 дирхам (42 доллара), но несговорчивая Татьяна уперлась и мы поехали за 300. Ценный попутчик
Красивая страна:

На стоянке бербер пытается забарыжить нам украшения из "чистого серебра" всего за 5 баксов:

Сделка не состоялась и бербер гордо и обиженно игнорит нас:

Едем дальше. Потрясающе красиво:

Едем по серпантинам, иногда встречаются камнепады:

Доехали до города Эсни. Здесь водила чинит шину, а мы осматриваемся:

Колесо починено, едем в Имлиль. 17 км проехали быстро. Пока выгружались из машины к нам "прилипло" несколько гидов-помогал. Один из них зацепил наше внимание тем, что у него есть магазин со снаряжением и он может сдать в аренду кошки с бахилами.

Магазин оказался просто закутком 1,5 х 1,5 метра с наваленными в нем кошками. Татьяне достались лучшие из них, с антиподлипами. Для меня долго-долго гид выбирал из старого ржавеющего хлама и что-то выбрал. Поскольку кошки я раньше не носил, то не осматривая положил их себе в рюкзак. В этом же закутке мы выложили ненужное снаряжение, поскольку единственная ночевка планировалась в приюте Тюбкаля (обозначен на карте как refuge). Туда нам и нужно сегодня попасть.
Время к полудню, нужно похомячить и бежать. В кафешке приготовили традиционный таджин:

Тут, кстати, выяснилась паранойя местного народца, берберов, касаемо фотографирования. Как я ни допытывался, какая сура Корана запрещает фотографироваться, ничего не добился. Это какое-то иное, не мусульманское суеверие.
Пока ели трындели оказалось, что Имлиль - это не просто промежуточная точка на пути к высшей точке северной Африки, а самый настоящий горный курорт. Туристы здесь бродят по окрестностям, катаются на осликах и иногда на лыжах.

Поели, чаю попили, вышли на тропу, да и потопали тихонечко:

На тропе я испытал восхитительное чувство, которое приобрел в Непале. Хотелось идти, идти, идти... Это кайф!

Имлиль остается позади:

Туристов катают на осликах:

Подходим к следующему населенному пункту Aroumd. Местные сдают жилье и торгуют всякой всячиной:

После села вышли, по всей видимости, на высохшее русло реки. Сейчас эти каменные просторы пересекают лишь несколько полноводных ручьёв.

В этом месте тропа по GPSу раздваивается и я повел СашуТаню вправо, прямо на гору. Но вовремя одумался, разглядел других туристов, и мы пошли левее. "Правильной дорогой идете, товарищи!" - свидетельствовал знак:

Главное транспортное средство на "заправке":

Довольно интересная африканская действительность:

В следующем населенном пункте Сиди Чамаруш стояли пару местных предпринимателей и давили сок из апельсинов. Очень хорошее дело.

Но нужно идти дальше, световой день заканчивается.

И тут случилась неприятная неожиданность. У Татьяны начало сводить ноги. Оказалось, что она проигнорировала мои рекомендации привести тело в порядок и попросту понадеялась на свое славное прошлое. И вот вам результат...
Татьяна намазала разогревающим кремом ноги и пошла дальше, но через 200 метров история повторилась. И так несколько раз.

Наш подъем превратился в тягомотину. Темнеет, а до приюта еще пыхтеть и пыхтеть.
Саша распереживался не на шутку, мол, и нафига я с ними, пенсионерами, связался, что я о них теперь думаю, и всё такое прочее... Но в реале я не о них думал (психозы давно уж отодитированы ), а о том, как бы пазл сложить. В итоге Саша вызвался сопровождать Татьяну вниз до Чамаруша и там снять на ночь лоджию. Молодец мужик! Искренняя уважуха ему
Ну а я потопал дальше.

Темнеет:

И жрать охота. Достаю специальный суперускорительный продукт. Та-дам! Шоколадка ! Много калорий, экспресс-усвоение телом. Настолько эффективный продукт, что туристы не брезгуют даже генномодифицированным сникерсом.

Чем выше, тем больше снега:

Включаю налобный фонарик. Поднялась метель, тропу стало быстро заметать. Но зато вдалеке увидел слабые огоньки жилища:

И где-то после 9 вечера дотопал до приюта. Полудохлый, но довольный
Оформление приюта очень достойное. Просторные топчаны, большие столовые.
На ресепшене с меня взяли 319 дирхам за ужин, ночлег и завтрак. Пытались предложить снаряжение в аренду, но у меня всё есть. Поспрашивал, во сколько обычно народ лезет на гору. Оказалось в 6-7 утра. Ну-ну, подумал я, вспоминая вечернюю метель, пускай протопчут мне тропу, а я пойду попозже.
С душем оказалась лажа. Тепленькая водичка бежала секунд 20, а потом пошла ледяная.
На ужин принесли остатки овощного крем-супа (все уже поели). Я сгоряча слупил всё, что было - 2,5 тарелки, закусывая хлебом. Но тут принесли основное блюдо - правильно! таджин. Пришлось в этим вечером проявить беспримерный героизм, который отзовется в веках - сожрать всё и степенно отвалить в свою комнату:

Там уже валялись чьи-то вещи. Я начал разбирать рюкзак, достал спальник, равесил сушиться мокрую одежду.
Тут в комнату вваливается какой-то шкет и начинает истерить на своем. Я улавливаю слово "фиф" - вор, и после этого обращаю свой тяжелый взор на него. Он затыкается, идет к своим вещам проверять. Вздохнув с облегчением уже дружелюбно спрашивает откуда я. Сам он из Франции и завтра тоже штурмует Тюбкаль с гидом. Он удивился, что я брожу без гида. Я показал ему свои 2 смартфона с картами: они его впечатлили. Ох уж мне эта просвещённая Европа!
Спалось как-то странно, скорее паршиво. Сказывалась кривая акклиматизация. Сегодня утром был в Марракеше (500 метров от уровня моря), а ночую на 3200.
С 8 до 9 утра позавтракал, надел 2 пары носков, бахилы, кошки и вышел из приюта. Солнышко уже светило ярко. Однако ж снега африканского как в Сибири:

Мне туда по натоптанным зиззагам:

Через час подъема с горки спустились 2 странных молодых араба. Ни кошек, ни бахил, обычная обувь и джинсы. "О, это очень трудно!" - вопили они и потопали мимо меня в приют. "Да кто бы сомневался" - подумал я. Уклон зверский: от 35 до 45 градусов. И так нужно набрать почти 1 километр высоты. Жесть! Но делать нечего, бреду по зигзагам:

Палящее солнце быстро выжгло у меня на лице характерный "очковый" загар. Нос впоследствии облез. Кошки, арендованные в Имлиле, оказались фуфлыжными, спадали, как их не затягивай. Плюс приходилось постоянно отбивать снег от подошвы - не было антиподлипов. Снег проваливался подо мной по колено. Отдышка. Вобщем, эпическая или, скорее, пипическая битва! В смысле ппц какой-то
Ну и ладно. Топаю дальше. Снизу поднимается туман:

В итоге видимость упала:

Смотрю в навигатор, время 12.30, полпути пройдено, высота за 3700. Стою примерно под западной вершиной Тюбкаля. Чешу репу, не знаю как быть. Если упереться, то может быть часам к 4-5 вечера добреду до вершины. Плюс спуск в таких погодных условиях займет еще 3-4 часа. Не сдохнуть бы здесь одному. О договоренностях с СашейТаней встретиться сегодня в Имлиле можно забыть.
И тут вижу 2 бегущих сверху прямо на меня мужиков. Впереди бербер с большим рюкзаком, а следом за ним налегке тот самый тощий французик из моей комнаты. Они удивились, увидев меня.
- Что ты здесь делаешь один? - спросил беребер.
- Иду наверх, - ответил я.
- Но ведь тропу заметает, уже почти ничего не видно, - заметил беребер.
- Это да, но у меня есть GPS, - не сдавался я.
- GPS это здорово. Будь осторожен, - заглянул он в мои глаза.
Видно, что классный мужик. И они побежали дальше. Наблюдать за их спуском было одно удовольствие. Бербер бежал и практически взрывал впереди себя сугробы, иногда падая на спину для торможения. А француз старался не отставать. Однозначно, круты оба.
Я поднялся еще на десяток метров и переваривал услышанное. Беребер как-то достучались до меня и я, приняв единственно верное решение, повернул назад. Спускался уже практически в "молоке". Через некоторое время окончательно снял постоянно спадающие кошки. Через часа 1,5 был в приюте. Оказалось, что все те толпы народу, которые тут тусуются, занимаются исключительно лыжами.

Никто сегодня, кроме бербера с французом, 2-х арабов и меня Тюбкаль не штурмовал.
В столовой были те же гид-бербер с французом. Француз обедал, а остатки еды отдавал берберу.
Я заказал пожрать. Француз затеял беседу.
- Ты любишь водку? - выдал он мне стереотип.
- Нет, уже 10 лет не бухаю.
Это надо было видеть его озадаченную мордашку
- Ну как же, все русские бухают, - боролся он.
- Да, действительно, многие умерли, а многие поумнели и бросили пить. Ведь алкоголь - наркотик.
Он какое-то время переваривал услышанное, а потом спросил:
- Ты в Имлиль пойдешь? Я иду туда сейчас.
- Да, я пойду в Имлиль. Мои друзья ждут меня.
Он немного подождал, пока я напрошусь к нему в компанию. Но я не хотел. Только-только кайфанул от соло-похода, от присутствия здесь и сейчас. Болтовня мне ни к чему. И он ушел.
Я не спеша разделался с обедом, рассчитался и потопал вниз. Погода окончательно перевернула мое представление об Африке:

Это был понедельник. За выходные туристы основательно опустошили запасы приюта и портеры тащили много провианта мне навстречу. Ведь многие арабы и европейцы планируют прибытие и восхождение на Тюбкаль на выходные дни.

Начался сильный ветер, градинки больно били по лицу. Тут как раз сгодилась балаклава:

Еще группа лыжников:

Грузовые мулы пасутся:

А с этим мулами я шел почти час. Они что-то вроде почтовых голубей. Их затарили и отправили вниз автопилотом. Они не спеша трескают мох, пьют из ручьев и спускаются в свое удовольствие:

В итоге, их нагнал погонщик со своим мулом и релакс закончился: все три мула на полном приводе и огромной скорости понеслись вниз. А я продолжил в гордом одиночестве:

Уже в темноте подхожу к Имлилю:

Включаю налобный фонарик. Немного заплутал, но местный парнишка подсказал дорогу. Идет дождь. Где искать СашуТаню, не знаю. И вот "совершенно случайно" сталкиваюсь нос к носу у челом, у которого мы арендовали кошки. Оказалось, что он поселил моих попутчиков у себя в доме за 60 дирхам с носа. И этот дом как раз напротив нас. Моей радости не было предела. Позже подошли СашаТаня, они ужинали в кафешке, и тоже обрадовались, увидев меня.
Заночевали мы в комнате, предназначенной, видимо, для общения и чаепитий:

Сашка запарил для меня доширак, при этом "для вкуса" накидал туда чернослива и сухофруктов. Впервые ем такое блюдо, но когда жрать сильно хочешь, тут уж не до изысков.
Пока ужинал, Татьяна рассказывала про их приключения. Спустились они до Чамаруша очень быстро, минут за 50.

Стали искать лоджию. Сначала их пытались заселить в какой-то сарай. Они категорически отказались и им предложили более достойный вариант.

После заселения к ним пришла знакомиться целая группа берберов. Долго лялякали. Один из берберов ярый мусульманин с неодобрением отнесся к занятию Татьяны, работе на компьютере. Вроде как противоречит это ортодоксальному исламу. Разрядили обстановку пением. Сначала были русские народные, потом берберские. Утром вылепили снеговика и двинули в Имлиль.

Маленько заплутали и оттопали лишних 4 км. Такая вот история.

В жилище бербера была такая роскошь, как подогреваемая вода, удалось помыться. Потом все позалазили в спальники, накрылись одеялами и благополучно задрыхли.
Утром, пока Саня готовил завтрак (он у нас за кока, потому как профессиональный моряк), наслаждаемся видом с балкона:

Фотаемся на память с бербером

и на такси обратно в Марракеш досматривать то, что не успели посмотреть. По дороге:

Прибыв в Марракеш, мы заселились в тот же хостел в те же комнаты. Бросили вещи и айда по достопримечательностям. Идем через медину, суть сплошную барахолку:

Первой точкой в нашем маршруте была медресе Ben Youseff. Кто такой Ben Youseff, я не знаю, но рядом стоит мечеть его имени, вход только для мусульман. Медресе - это учебное заведение для будущих мусульманских священослужителей.

Много маленьких келий для молитв:

Напротив мечети какая-то раскопанная башня:

Зашли в марракешский музей. Явный новодел, ниочем:

Понравились только тульские африканские самовары:

Выходим опять в медину и опять рябит в глазах:

На рынке познакомились с колоритным персонажем. Похоже он тусовался с русскими моряками, а те ведь хорошему не научат:

Зависаем на чуток в кафешке:

И идем ко дворцу El Badi:

Потом еще дворец Bahia. Он позеленее:

Теперь Марракеш мы более или менее осмотрели. Берем на завтра билеты в город Варзазат.

продолжение

Posts from This Journal by “Марокко” Tag

• Марокко (видео)

• Марокко (часть 3)

начало В Агадир решили ехать на ночном автобусе, чтобы не терять следующий световой день. Мне повезло: в полупустом автобусе сзади улегся прямо на…

• Марокко (часть 2)

начало В Варзазат нам не удалось уехать в запланированные 6 утра. Оказалось, что серпантинную дорогу засыпала снежная лавина. Поэтому нам…