freezonescio

Эльбрус с востока

Август самое благоприятное время для восхождения на Эльбрус. Это лучше, чем в мае, сказали мне. Льда нет и теплее.
Списался с альпинистом Денисом из Ханты-Мансийска, договорились сходить на Эльбрус с востока.
В самолете читаю журнальчик, что спрятан в переднем кресле. В статье про Эльбрус бросается в глаза фраза бывалого: "Я уже дважды был на Эвересте, а на Эльбрус только с шестого раза зашел". Мда уж...
В Нальчике состыковываемся, а оттуда на машине Дениса до поляны Чегет. По дороге Денис взял пузырь коньяка, несколько бутылок пива и баклажку вина. Иначе снять стресс 4-дневного автопробега по бескрайним просторам Родины не удастся, считает он.
Мы разложились на поляне под горой Донгузорун:

Поужинали, Денис основательно накатил для релакса, завалились спать. Утром поехали в Терскол регистрироваться в МЧС как группа. В приемной стояли встревоженные люди. Оказывается, вчера найдено 3 трупа из группы в 5 человек. 2-их пока не нашли. Поляки потерялись на западной вершине. Причем, один из них якобы был инструктором. Очень странно. Неужели во времена, когда у каждого в кармане смартфон с GPS-модулем, возможно потеряться на Эльбрусе?
Впрочем, для местных МЧСовцев замороженные трупы - это обыденность. Туристов много: зимой лыжники, летом восходители. И это кормит половину Кабардино-Балкарии.
После МЧСа взглянули на поляну Азау:

Здесь подъемники, кафешки и прокат снаряжения.
Поехали обратно в поселок Эльбрус. Запарковали машину во дворе дома и начали собирать "косметички". Денис отдал мне длинную тяжелую верёвку, примерно, 4 кг весом. Сам понес палатку.

Маршрут известен:

Ну и пошли потихоньку в горы. Поселок остался позади:

Горная гряда впереди:

Денису "после вчерашнего" нелегко:

Мой напарник физически развитый молодой человек. Гиревик, лыжник, участник мультигонок. Мне, если честно, до него далеко. Недавно он обзавелся сэлфи-палкой. Жду появления на ютубе нового видео-блогера.

В первые дни нельзя слишком перенапрягаться. Поэтому за несколько часов мы дошли до "оазиса" с ручейком и начали раскладываться:

Группка из Питера, расположившаяся по соседству, довольно странная. Общался только главный, опытный альпинист. Остальные (молодежь 11-15 лет) избегали нас. Все носили нательные символы, но не крестики, и, собравшись в круг, слушали звукозаписи проповедей. Про что проповедовали, было непонятно, поскольку они выключали звук каждый раз при нашем приближении.
На стоянке Денис принялся допивать взятое с собой винище. Понятное дело, его развезло и тянуло на качественное общение. Его даже не запарило, что я задрых под его рассказы. Стал приставать с болтовней к проходящим мимо группам.
В 5 утра затеяли сборы. Через наш лагерь прошло стадо коров. Одна бурёнка с ходу сожрала пачку моих сухарей вместе с пакетом. Падла!
Топаем дальше.

Встаем на 2-ю стоянку под защиту большого камня. Всё металлическое снаряжение складываем в кучу отдельно от палатки как громоотвод. Прецеденты были.

Чуток отдохнув, Денис побежал на тропу реализовывать неутолимую жажду общения. Болтал со всеми, кто на это соглашался:

Ближе к вечеру снизу поднялся туман. Он заволок всё ущелье:

Наутро идем дальше. Вдалеке ледник Ирикчат:

Взгляд назад:

После прочтения статьи как-то иначе смотрю на все эти камни и сыпуху.
Выше только, лед и камни. Подходим к Рыжему бугру:

Большая группа спускается, не достигнув вершины. Почему, не понятно. Погода вот уже несколько дней отличная.

На самом Рыжем бугре заработал телефон. Звоню близким.

Под Эльбрусом мощнейший ледник:

Справа от бугра тоже ледник:

Ищем место для стоянки. Высота 3700.

Находим, живописно ставимся:

"Громоотвод" складываем отдельно:

Достаем перекус. Мои пакеты с сублиматами из-за разницы в давлении разбухли. То же самое происходит в наших телах, полагает Денис:

После перекуса иду гулять по округе для акклиматизации:

Захожу на ледник:

На дне вижу утерянную кем-то альпинистскую каску:

У Дениса в этот вечер началась пульсирующая боль в затылке. Это горная болезнь. Пьёт аспирин для разжижения крови. А потом вдруг достает шприц с ампулой и вгоняет себе пару кубиков препарата "Джинтропин". Якобы, благодаря этому фармакологическому чуду китайцы выиграли Олимпиаду в Пекине. Альпинисты, дескать, не брезгуют разными восстановительными и адаптивными препаратами для достижении своих целей. Как в большом спорте. Ну, дело хозяйское, а я как-нибудь на своих харчах.
Предлагаю Денису завтра посвятить весь день прогулкам по окресностям и отдыху для акклиматизации. Но бравый альпиняка рвется в бой, наверх. Его не остановить.
Спали паршивенько. Всё-таки набор 700 метров высоты за день - перебор.
В час ночи проснулся и от скуки начал одитировать окружающее пространство. Хоспади, сколько же здесь замороженных жмуриков! Потребовалось какое-то время, чтобы привыкнуть к картинкам мерзлых полуразложившихся трупов, в которые меня настойчиво тыкали бедолаги. Но к концу сессии я уже смог бы спокойно работать в морге.

На следующее утро отличная погода:

Одеваем кошки, обвязку с карабинами и ледобурами, связываемся веревкой и спускаемся на ледник:

Стараемся обходить или перепрыгивать трещины.

В середине ледника отдыхаем.

Денис травит анекдоты.

Ползет альпинист в гору. Срывается, падает вниз, из скалы вырываются одна за другой страховочные оттяжки. Альпинист ударяется, ломает позвоночник и продолжает падение. Летит, ударяется головой, вылетают все зубы. Альпинист висит как тряпичная кукла на последней оттяжке и еле шепчет окровавленным беззубым ртом: "Всё равно лучше, чем на работе"

Фух, выбрались. Да только за прохождение ледника по этому маршруту нужно давать категорию 2А, уверен Денис.

Отдыхаем:

Прилетела бабочка. Откуда в она этой мерзлоте?

Ползем на лавовый поток. Он образовался в результате последнего извержения в 50 году н.э.:

Дальнейший путь наверх проходит по потоку:

Набираем водички из ручья талой воды:

Гуляю по окрестностям нахожу местную достопримечательность - озеро Джикаученкез. Ныне высохшее:

Бредем наверх и ставим палатку на 4100:

Денис категорически не согласен с такой малой высотой, но я уперся. Выше нам пока никак нельзя. Чтобы лучше акклиматизироваться, выкладываем вокруг палатки высокую ветрозащиную стенку из камней:

Гуляю по округе, нахожу скалу, спаянную температурой из камней:

К сожалению, все усилия не приводят к хорошей акклиматизации. У меня начинается пульсирующая боль в затылке, а Денису совсем плохо. Он пытается покушать, но содержимое желудка вырывается наружу. Ночью практически не спим. Продолжаю сканировать и одитировать эту часть Эльбруса.
Утром Денис просит спуститься вниз. Но я понимаю, если сейчас дадим слабину, то переть наверх тяжелые рюкзаки снова уже не захочется. Поэтому сегодня мы идем наверх налегке, в радиалку.
Поднявшись на 4400 (выше нужны кошки) и спустившись назад, к лагерю, мы почувствовали себя отлично. Альпинисты так и говорят: "Ходи высоко, спи низко". Денис воспрянул духом и рвался в бой.
Гуляли какие-то молодые ребята с большими фотоаппаратами. Сфотографировали нас для сайтов www.risk.ru и www.mountain.ru, а также предупредили, согласно прогнозам погода скоро испортится.
"Ха!", - подумал я. Предсказывать погоду на Эльбрусе дело бесполезное. Каждый день вижу его непостоянство. То надует, то отпустит.
Остаток дня читал маленькую брошюрку американского классика Сэллинджера "Над пропастью во ржи". Что тут сказать: их классикам до наших очень далеко.
Еще одну ночь мы провели на 4100, а в 6 утра двинули выше к штурмовому лагерю на 4350:

Начал обильно сыпать снег. Мы нашли лучшее место в этом высотном "отеле" и разложили свой кров.

Все группы, которые стояли здесь еще вчера, почему то снялись и пошли вниз. Остались какие-то ребята в двух палатках и шумно веселились, не высовывая при этом носа наружу:

На этой высоте на камнях несколько табличек, свидетельствующих о трагичных попытках восхождений:

Мы разложились и залезли в спальники. Начался штормовой ветер. Нашу платку трепало как тряпку. Хорошо, что успели выстроить каменную стенку, а иначе бы унесло вместе с палаткой. Когда ветер успокоился, мы задрыхли. Проснувшись обнаружили, что молодежь вместе с палатками исчезла.

Наша палатка оказалась порванной ветром в двух местах. Порезав ненужный чехол состряпали заплатки. С виду как-то ненадежно получилось.

Кроме нас в штурмовом лагере осталась пожилая супружеская пара из Иваново.

Горы Кавказа из-за осадков приобрели более выразительный вид:

Стоим, любуемся в гордом одиночестве, а снизу выползает странный персонаж:

Это соло-походник. Я его похвалил за смелость, на что он гордо сообщил: "Да я не только двойки (маршруты второй категории сложности), но и тройки соло хожу". Рассказал про свои планы: "Сегодня я подымусь на вершину, спущусь на седловину и заночую у фумаролы (пещеры), а завтра попрошусь к МЧСникам в будку...". Да, это круто...если правда.
Больше общаться с нами он не захотел, а вот с ивановцами так сцепился языком, что они не знали, как его выпроводить дальше. Понравилось ему рассказывать о себе.

Кое-как от него избавились и он побрел дальше:

Мы с Денисом, помня благотворное влияние прогулок вверх-вниз, пошли на высоту 4600. На этой высоте опять заработала сотовая связь (последний раз удавалось позвонить на 3700). Ищу за пазухой мобильник и слышу чёткую телепатическую повторяющуюся запись на английском языке "need back up". Тогда я её перевел неправильно как "иди назад". Ага, подумал я, аж бегом. Усмехнувшись, начал названивать близким. Только сейчас, загнав фразу в переводчик я вижу, что это означает "нужна помощь". Впрочем, итак делаю, что могу. То, что никто и никогда здесь не делал.
На обратном пути видели того сольника, что дерзко пошел наверх. Он в итоге вернулся на высоту примерно 4700. Не сдюжил в этот день.

Спускаемся вниз. Денис настолько воспрянул, что начинает меня уламывать на траверс Эльбруса с востока на юг. Т.е. на подъём со всеми нашими тяжелыми рюкзаками на восточную вершину, спуск сначала на седловину, а потом к приютам на 3700. Я отбрыкиваюсь как могу, ведь для меня задача максимум просто зайти налегке на любую из вершин и вернуться в штурмовой лагерь. Но в итоге соглашаюсь на геройский подвиг.

Ночью проснулись от...жары и влаги, капающей на лицо. Блин, нас напрочь замело снегом, воздух внутри палатки перестал вентилироваться, а конденсат намочил наши пуховые спальники. Срочно выкапываемся. Всё-таки в высокогорье нужно брать специальную горную палатку с вентиляцией на макушке, а не обычную трекинговую как у нас.
Уснули, а через пару часов откопались еще разок. Опять конденсат, и теперь уже одежда и спальники основательно вымокшие. Внешний тент палатки покрылся изморозью:

Хмурый Денис, увидев выросшие перед нами сугробы, вынес вердикт: нужно валить вниз, пока в силах. Прогнозы оказались правдивыми. Красивый восход:

Ну а мы собираемся и топаем вниз:

Через час спускаемся к занесенному снегом леднику:

Опять связываемся веревкой:

Осторожно переходим ледник, который был открытым, стал закрытым. Денис впереди ледорубом как миноискателем пытается нащупать трещину, а я постоянно держу верёвку в натяжку и готовлюсь в случае чего зарубиться. Выходим к Рыжему Белому бугру, перемахнув который всё время спускаемся, почти без остановок спускаемся:

Тропы напрочь замело, но Денис как бульдозер тропит заново.

Выходим из снегов в туман и дождь:

Мы протопали 7 часов, когда Денис попросил встать на ночевку. Мол, устал, больше идти не могу. Но я видел по навигатору, что нам каких-то два часа пути осталось. Поэтому мы просто отдохнули, попили чаю и пошли дальше. Из-за длительного спуска у меня разболелись коленные связки. Шел медленно с дискомфортом. Денис пошутил, что я лицом стал похож на пленного румына.
Также Денис жаловался, что в нашем походе "начал слышать голоса людей и музыку, которых нет". Ну а как ты хотел, проживая в одной палатке с ОТ?
Я его успокоил, что это пройдет. У него уже были такие "приходы" в одном из походов, когда он из снега построил берлогу и переночевал в ней. Звуки и свет туда не проникают. Начинаешь слышать голоса. Он уверен, если это будет продолжаться долго, от этого можно сойти с ума.

Вот мы и вышли к поселку Эльбрус:

В поселке стоит забавная сувенирная лавка, сделанная из "скабардиненной" на соседних подъемниках будки:

В начале пути бабушка из этой будки предлагала нам сувениры, вязанные носки и прочую фигню.
Льет дождь, а это значит, что в горах продолжает валить снег.
Мы завели машину и поехали в кафешку нормально пожрать. Сублимированная еда в пакетиках уже в глотку не лезет. Денис делится переживаниями, хочет любыми способами "закрыть" Эльбрус. Поскольку он хорошо акклиматизировался, то хочет "попсово" подняться на фуникулерах к приютам на 3700, а там отдать 5000 рублей за ротрак, которые завезет его ещё выше. До вершины совсем недалеко. Ну это дело хозяйское. А я, если еще пойду, то непременно пешочком, по-честному.

Мудрость.
Меня в походах всегда мучают сушняки. Я водохлёб. Особенно тяжело с этим в зонах с талой снежной водой. Это пустая вода без полезных микроэлементов совершенно не утоляет жажду. Как не пить в походе, а соответственно избыточно не потеть, теряя при этом соли? Когда невмоготу, нужно смоктать леденцы. Или хотя бы подходящего размера речную гальку. У меня за один дневной переход уходило всего 3 леденца. Это ничто.

Байки Дениса, услышанные когда-то в походе от майора ФСБ, занятого в области информационной безопасности.
Байка 1. Тайна перевала Дятлова.
Район уральских гор, где бродили дятловцы, напичкан шахтами стратегических ядерных ракет. Их много запускали и многие из местных многократно наблюдали их полет. Выглядят они как летящий огненный шар. Местные же помогали воякам строить эти шахты, заливать бетоном и т.д.
Ракеты есть жидкотопливные и твердотопливные. И те и другие в полете реагируют с воздухом и выжирают в огромном количестве кислород. Ракеты часто падали в этом районе. Этим объясняются посиневшие тела дятловцев. Чтобы скрыть настоящее место гибели, вояки в этой нештатной ситуации собрали трупы, перевезли в другое место и насколько хватило фантазии разложили их. Теперь весь мир думает, как они туда попали (в маршрутном листе указан другой путь), почему расположение их тел указывает на полностью безумное поведение, почему ботинок одного из участников спустя годы был обнаружен в совершенно другом месте (не шел же он босиком по снегу) и т.п. ФСБшник назвал точную модель и маркировку ракеты, упавшей возле дятловцев. В то время ракеты часто падали.

Байка 2. Сомалийские пираты.
Несколько лет назад мы постоянно слышали о бесчинствах сомалийский пиратов в Индийском океане. Одной из жертв стал наш российский грузовой корабль. Негры-бандюки с калашами на лодках захватили судно. Капитан с командой послали SOS и забарикадировались в трюме. Что же предприняли наши власти? Они послали спецназ, который лихо высадился на корабль и быстро обезвредил нигеров. Те оказалась слабыми вояками, встретив реально крутых спецов. Нигеры знали свои права, побросали оружие и ждали депортации на берег. Ан нет! Спецы замочили всех нигеров и отправили с грузом на дно. Кроме одного, которого отпустили к своим на берег.
По всем телеканалам объявили, что в связи с отсутствием международного законодательства для таких случаев в нейтральных водах и компетентных судов, бла-бла-бла... в общем, всех отпустили с миром. Помню, все возмущались такой безнаказанности. Но с тех пор, почему то российский флаг на кораблях стал гарантией безопасности.

Байка 3. Захват российского посла.
Как я понял, в 80-х в Ираке террористами был захвачен российский посол. Террористы выдвигали политические и финансовые требования. Наш спецназ в ответ захватил в плен весь тейп (клан) террористов, включая стариков, женщин и детей. Глава тейпа был обезглавлен и лишился половых органов. Эти "реквизиты" были отправлены с переговорщиком террористам. Те беспрекословно отпустили посла. Т.е. нужно общаться с людьми на их языке в доступной им реальности.

Рассказывая эти истории майор стебался, мол, фиг вам кто поверит.