freezonescio

Альпиниада в Таганае

Живем в хорошее время. За относительно небольшие деньги можно быстро перемещаться по стране.
В феврале 2016 года решил восполнить пробел в альпинистском образовании, который выявился при моих штурмах Эльбруса. Бюджетный вариант - альпиниада в национальном парке Таганай, что рядом с городом Златоуст Челябинской области.
Стартую самолетом в Челябинск, оттуда с автовокзала до Златоуста. В Златоусте взял такси, и по пути к парку покупаю газ для горелки.
На входе молодой человек встречает каждого рюкзачника и спрашивает "Вы мой папа на альпиниаду?". Народу много, особенно, лыжников.
В общем, нас отметили в списках и мы организованной кучкой часа 3 пилили по лесным тропам:

ориентируясь по указателям:

отдыхали:

и опять топали, пока не вышли к приюту "Гремучий ключ":

Здесь комендант распределил всех прибывших по домикам. После обеда нас пригласили на "площадь" перед приютом.
Пока народ вяло подтягивался, я наблюдал как девченка со скуки училась слалому, управляя ледорубом :

Нас поприветствовали и рассортировали по уровню подготовки. Я, понятное дело, попал к новичкам. В наставники нам достался дядя Самат. Местный пожилой альпинист, КМС, Снежный Барс.
Как оказалось позже, нам с ним повезло.
Дядя Самат не стал рассусоливать, а велел притащить веревку, намотал её на три дерева и принялся учить нас вязать основные узлы:

Потом, уже почти в темноте, мы пытались по очереди залезть на одну из березок. Умаялись.
Разошлись по комнатам и давай кашеварить. Народу в каждой комнатушке битком, но очень весело. Разумеется, началась пьянка , кто-то приперся с гитарой. Короче, кое-как в 3 часа ночи разошлись. А в 8.30 у нас назначен общий сбор.
Встали в 7.00, готовили завтраки и, естественно, опоздали. За что получили люлей от дяди Самата.

Ну и потопали потихоньку на север от приюта к ближайшей гряде гор "Митькины скалы":

Перед заходом на скалы, мы разбились на двойки и тройки, чтобы идти по маршруту в связке. Мне достался в напарники самый опытный из нас, спелеолог Антон. Он виртуозно вязал узлы, но не умел пользоваться ледорубом и кошками. Впрочем, в этот день эти аксессуары нам не понадобились.

Здесь дядя Самат показал нам как крепить веревку за камень, чтобы безопасно двигаться. Ну мы и пошли по маршруту т.е. по этой каменной гряде:

Легкий Антон шел впереди и провешивал "перила" (веревку):

А я его вел как на поводке, страхуя, то отматывая, то собирая веревку. После того, как он закреплял веревку на высоте, я лез по ней к Антону. Так и двигались, совершив несколько подъемов.

Дядя Самат нас, конечно же, контролировал. Но делал это настолько мягко, по-доброму, что мы его сразу полюбили. Ему не было никакой необходимости орать на кого-то, использовать авторитарные методы. Всё очень дружелюбно и легко:

Виды наверху просто шикардос!

Совершив несколько подъемов, мы начали спускаться:

Ну а после спуска дядя Самат объявил привал. Бутерброды с горячим чаем были на редкость хороши :

Пообедав, мы двинули дальше и уперлись в практически вертикальную стенку. Дядя Сам сначала определил категорию сложности как 4А, но потом, немного подумав переназначил в 3Б. Нужен был доброволец-первопроходец, чтобы лезть наверх и по пути повбивать молотком в стену специальные металлические приспособления разной формы. Вызвалась наша фотограф Алия:

Ей удалось закрепить на стене все элементы, залезть наверх и провесить перила. У нас получилось 2 маршрута. Первый скалолазный: повторить путь Алии, цепляясь карабинами к металлическим элементам для безопасности. Или второй, напрямую, двигаясь по веревке вверх, упираясь ногами в стену. Я выбрал первый, он поинтереснее. Когда мы все забрались на вершину, одну из наших чувствительных дам шикарные виды взяли за душу и она начала громко читать стихи на весь Таганай. Здорово!

Далее спуск:

После чего пошли вниз в сторону приюта напрямки через сугробы. Сначала я тропил, но быстро вымотался и меня подменили. Я, самый крупный и тяжелый из всех, проваливался по пояс. Через час-полтора мы подошли к приюту, выстроились и гордо зашли в лагерь. Мы видели, что народ, глядя на нас, обвешенных веревками и железяками, любуется. Наш энтузиазм и командный дух в том момент зашкаливал!
Вечером всех потащили в одну из комнат на первом этаже, где была прочитана лекция по спасению людей в горах.
Ну а потом...продолжение вчерашнего банкета . Один из преподов, основательно накатив со студентами, поспорил, что сможет просидеть окруженный льдом не менее получаса. Мне стало любопытно, что за йоговские штучки и я пошел на улицу за спорщиками. Всё оказалось прозаичнее: во дворе стоял ледяной чум, слепленный из блоков. Препод влез вовнутрь и стал звать остальных вслед за ним. Все полезли, а мне что-то не хотелось. Но народ прицепился ко мне и пришлось каким-то чудом уместиться с ними. Там эти селёдки в бочке еще накатили . Просто бухать стало скучно, и препод предложил высказывать свои откровения. И начал первым. Дело в том, что он известный в стране горный походник, ходил по серьезным категорийным маршрутам 5А, 5Б. А тут к сорока годам пришлось, получается, начинать с нуля, как альпинист. Сейчас у него второй разряд. Он немного переживал по этому поводу, но в итоге, посчитал, что это к лучшему.
Потом выскзался другой, третий... Но последующие как-то явно утаивали по-настоящему важные вещи и говорили всякую фигню. Но я, как одитор , все равно подтверждал им их высказывания и благодарил. Когда очередь дошла до меня, я не стал таится и просто признался, что иногда общаюсь с бестелесыми духами. Народ прифигел, на лицах были явные следы любопытства и сомнения, но они не знали, что мне сказать. Препод же впился в меня взглядом и начал выспрашивать о себе любимом. И я, еще раньше узрев его проблему, сказал ему прямо: "Ты не любишь ни себя, ни других". Я это сказал, опираясь на наблюдения за ним и опыт. Чел явно застрял в 1.1, иногда поднимаясь до 1.2. Выше ему не позволяет начальство и обстановка: мы клиенты и с нами нужно быть вежливым. Препод впал в ступор. Было видно, что попал не в бровь, а в глаз. А благодаря алкоголю (химический релиз) в данный момент времени он был способен переварить эту оценку, а не среагировать как обычно, социально.
В ледяном чуме стало совсем душно, много народу мало кислороду. И я вылез наружу. Препод частично выполз за мной:
- Ну...это...мы ж еще поговорим с тобой? - с надеждой в голосе спросил он.
- Как пожелаешь, - ответил я.

На следующее утро мы собрались без опозданий, построились

и дядя Самат повел нас на местный "Скалодром":

Тут мемориальная табличка, посвященная каким-то местным известным альпинистам, погибшим то ли на Памире, то ли в Гималаях:

Ну и пошло-поехало:

Так уж получилось, что Антон как гончая все время рвался вперед и мы провешивали перила для остальных. А поскольку приходилось ждать, пока по нашей веревке пройдут все и мы сможем ее снять, то мы пили чай, чтобы не замерзнуть :

Зато виды отличные:

А потом мы шли дальше, опять всех обгоняя.

Внизу лыжники:

Мы наверху:

После этого был долгий спуск...для нас с Антоном. Мы, как обычно, закрепили свою веревку за камень и спустили вниз всю группу. Последним спускался Антон. А после этого еще пыжились, чтобы стоя снизу сорвать верёвку вверху и смотать её.
На этом обязательная программа альпиниады в Таганае была завершена:

Но мы явно не наелись и пошли гулять на соседнюю Двухглавую Сопку:

А это у меня по дороге шнурки развязались

Сверху наледь, без кошек местами скользко:

Наверху сопки, разумеется, красиво:

Грех там было не зафотаться:

Спускаясь вниз мы порубили немножко ледорубами затертые ступеньки. Для людей:

Благодарный народец терпеливо ждал, пока мы закончим работу.
Потом был привал возле приюта "Белый ключ":

И мы гордо потопали обратно:

По дороге я пытал дядю Самата, какое название у нашей альпинистской команды. Он сначала не въехал, но я ему привел пример. В Египте, когда идешь в экскурсию, то гид обязательно дает название группе, чтобы можно было как-то идентифицироваться. Типа, "Хабибушки, встречаемся здесь через полчаса". Дядя Самат пригрузился и весь маршрут назад не промолвил ни слова, а на подходе к приюту просветлел:
- Мы будем называться Перья, - зарядил он.
Почему Перья, задумались все, но потом разобрались, что так называют некоторые виды скал.
Ну ок, Перья так Перья.
Нам всем так стало прикольно, что дядя Самат согласился вне программы сводить нас на двойку А. Но для этого нужно было рано встать и в 6.00 уже выйти, поскольку общий сбор лагеря для вручения альпинистских книжек и значков планируется в 12.00.
Во второй половине дня у нас были занятия на улице по транспортировке покалеченных людей с использованием подручных средств (веревка, рюкзак):

Вечером все по расписанию , и плюс, затопили баню, чему я был несказанно рад. Обменявшись впечатлениями с другими группами мы очередной раз убедились, что нам сильно фартануло. В других группах присутствует ругань, подавление, ссоры с наставниками. Но не у Перьев
После полуночи к нам в комнату прибился тот препод 1.1, но я как-то без энтузиазма на него пьяного смотрел, завтра рано вставать.
Утром встали не все. Такова Игра: хочешь большего - готовься. Кто-то перебухал, кто-то устал напрягаться.
В 6.00 мы вышли. Погода просто трындец. "Молоко", ветер, холод собачий.
На этот раз я одел кошки, а ледоруб отдал напарнику. Иначе нам проблематично было бы провешивать перила для остальных. Девки, кстати, смеялись, что ходят как паразиты по чужим перилам
Когда притопали к началу маршрута на Откликной Гребень, было еще темно, но быстро светало:

В общем, поползли мы потихоньку наверх:

Пошли на спуск:

Холодно ждать пока все спустятся. Я порадовался, что на мне теплые сноубордические штаны и достал из рюкзачка пуховик. Удивительно, как в этой мерзлоте живность существует:

Последним снял верёвку и спускался Серега, фотограф из Казани:

Фух, слезли

А значит, кучке героев не грех и сфотаться. Перья рулят, уверены мы:

Дошли до лагеря и с нашим приходом приступили к процедуре вручения книжки альпиниста и значка:

Я тоже получил свой комплект и побежал обниматься с дядей Саматом. Ну до чего ж он славный!

Групповое фото лагеря:

и я побежал на выход. Всё же около 3-х часов нужно топать в сторону Златоуста, успевать на самолет.