freezonescio

Казбек с севера (в мае)

Товарищи по Эльбрусу астраханец Руслан и пензенец Вова позвали на майские праздники на штурм горы Казбек. С российской стороны т.е. с севера:

Кстати, лидер группы Владимир Чистиков после нашей предыдущей встречи в мае 2015-го заслуженно получил титул "Снежный барс". Он зашел на последний из пяти обязательных семитысячников Памира - Пик Победы. Об этом снял фильм:

Летом 2014 года Вова зашел сразу на два семитысячника: пики Корженевской и Коммунизма:

В общем, Вова реально крут, потому что компетентен и целеустремлен. Это чувствуется, когда находишься в его группе.
Я вообще-то на майские собирался на Эльбрус с севера, и у меня даже был куплен билет до Минвод. 29 апреля прибыл в аэропорт Минеральных Вод, где был атакован таксистами. Успешно их отшивал, но была одна проблема: 30 апреля в 9.00 я должен быть на ж/д вокзале Владикавказа. Ближайший поезд будет только ночью, а мне нужно выспаться. Билеты на автобусы были распроданы (я звонил), а Бла-Бла-Кар тоже заполнен. Что делать? Как добраться?
Подсказал один хитрый таксист. Он взялся отвезти меня на загородную газовую заправку, где останавливаются транзитные микроавтобусы в Армению. И за это просил 500 рублей. Я согласился, но оплата по результату. Через 15 минут мы уже были на заправке и бодрый таксист бегал по маршруткам. В итоге, заторговался с одним армянским перевозчиком: 500 рублей + 100 рублей за перевозку моего огромного рюкзака. Все по-честному, все довольны.
В маршрутке мне пришлось выслушать про геноцид армян турками и утерянную священную гору Арарат. А также про изоляцию. Армения христианская страна, окруженная по периметру враждебными мусульманскими странами. Связь с Россией только по дорогам Грузии.
Единожды пришлось инструктировать водилу с помощью своего GPS-навигатора в телефоне, поскольку он в одном месте...заблудился. Да-да, так и было. Свернул с трассы, хотел подобрать еще одного пассажира.
Неприятным моментом были остановки на КПП между Минводами и Нальчиком, а также Нальчиком и Владикавказом. Всех выгоняют из автобусов и заставляют пройти через будку для паспортного контроля. Террористов так ловят
- Это что? - спросил я вояку с погонами, указывая на большую толпу перед будкой.
- А, это не мы так придумали, - уныло ответил он, явно осознавая глупость таких мер.
Из-за всех этих задержек только к двум часам ночи прибыл во Владикавказ и заночевал в одной из комнатушек, что сдаются на Авито.
К 9.00 побрел на вокзал. Владик ничего такой себе уютненький городишко:

Позавтракал и пошел встречать товарищей. С поезда вывалилось 5-6 туристических групп, из них 2 были сплавщиками. Остальные, наверное, тоже на Казбек идут, решил я. Из наших прибыло пятеро: командир Вова с другом Лешей и Ксюшей из Пензы. Саша из Челябинска и Наташа из Сочи. Астраханец Руслан с другом Алексеем был еще в пути. Ждем:

Через час нарисовались астраханцы. Они же заказали Газель до начала маршрута. Где-то час ехали через Кармадонское ущелье с аватарскими пейзажами:

Начальная точка - это погранзастава:

Кстати, чтобы зайти на эту приграничную территорию, нужен пропуск. Поэтому мы заранее подсуетились и разрешение было на руках.

Сборы, распределение еды и общественного снаряжения:

Отмечаю для себя бюджетный вариант обеззаруживания ледруба :

Ну и потопали по-тихонечку по серпантину:

Кармадон остается позади:

Судя по карте, в итоге придем к истоку этой реки, что внизу, Геналдон:

Вдоль дороги попадаются "мавзолеи" с захоронениями по осетинским обычаям:

И древняя дозорная башня:

Последнее село перед выходом в дикие условия:

Доходим до пограничного поста, где выставлен угрожающий всему живому манекен :

Вова предъявляет разрешительные документы вместе с нашими паспортами:

Топаем дальше по тропе:

В одном месте сыпуха и провешен металлический трос:

Тропа в целом нормальная. Но Ксюша из Пензы хронически отстает. Еле ходит, я бы сказал.

Периодически отдыхаем:

Иду в своих старых рваных, но удобных кроссовках. Не нашел пока им замену:

В одном месте камней навалено. Еще не привык пользоваться своей новой широкоформатной экшн-камерой, палец в кадре :

Сильная влажность, туман. Начинаем уставать. Вова находит ровную площадку для ночлега в пойме реки:

Ставимся:

Моя новая экстремальная палаточка BD firstlight с прицепным тамбуром:

Льет дождь, дежурный готовит на всех кашу. Гречка с тушенкой. На вкус так себе.
Ночью просыпаюсь и уже традиционно начинаю одитировать местных обитателей. Трагедия Кармадонского ущелья известна. До сих пор видно, как ледником срезало огромные пласты земли в ущелье.

В 6 утра подъем, завтрак:

Пришли оттуда:

Идем наверх, к снегу:

Топаем дальше. Через полчаса натыкаемся на большую помойку:

Люди, что ж вы делаете?
Нормальные туристы либо умело уничтожают весь мусор, либо уносят с собой в цивилизацию.
А вот и ответ. Здесь долгожданные родоновые источники и, естественно, туристы. Я, не теряя времени, скидываю одежку и лезу греться. Это кайф

Остальные за мной. Воздержались только Наташа с Ксюшей.
Теплая вода - рай для земноводных:

Одеваемся, идем дальше. Здесь Вове глюканулось и он вместо классического маршрута потянул нас вправо наверх, прямо на сыпуху. По его расчетам так мы сможем зайти еще на гору Шаушох и даже сократить маршрут к Казбеку. Расчет не удался. Мы потеряли время и силы.

Спустились вниз и устроили небольшой обед, чай с бутербродами:

Решаем идти всё-таки по классическому маршруту:

Еще полдня топаем вверх по морене:

Находим ровную площадку, и среди снегов есть ручеек с водой на 2900 метров. То что нужно.
Ночевка для меня паршивая. Внутри палатки много конденсата, который я никак не мог вывести. Пытался врубать на полную газовую горелку, но вода просто стекала по стенкам вниз. Пытался сушить горелкой вещи - подпалил мокрые перчатки. Уже не зная, что придумать, просто открыл на максимум вентиляционные окна, чтобы выморозить всю воду. Это сработало. Оставшаяся часть пуха (спальник, куртка) нормально грели остаток ночи.
Уснуть удается только под утро. Сердце колотит слишком часто. Воздух разреженный, тело постоянно вырабатывает адреналин, чтобы разогнать кровь и получать достаточное количество кислорода.
Снежком нас присыпало:

Мы с Лешей дежурные по кухне:

Выглянуло солнышко, все кинулись раскладывать на камнях мокрые спальники и одежду:

Окончательно собираемся:

Вышли в сторону ледника, но уперлись в непролазные расщелины и сугробы. Пришлось немного пройтись назад, пока не нашли следы какой-то зверушки, проходившей через ледник:

Разбиваемся на две четверки и связываемся веревкой. Вова пошел первым прямо по следам зверька:

Следом на расстоянии 10 метров с веревкой в натяг остальные:

За нами вторая четверка:

Отдохнув мы пошли вверх по сугробам. Вова быстро выдохся пытаясь тропить и я его подменил. Вова вынес правило: каждый по очереди тропит 5 минут и уходит в конец группы. Мы начали продвигаться:

На этом этапе нас догнали еще два альпиниста. Девушка Зоя и ее подопечный выполняли какой-то норматив. А нам любая помощь в радость. Однако ж мы все равно движемся медленно, поскольку пробиваться через сугробы по углом 30-45 градусов с тяжелыми рюкзаками не просто.

В некоторых местах пришлось вешать перила:

Уже темнеет, а мы не находим ровной площадки для палаток, все под углом. В итоге нашлась двухярусная полочка с кучей снега. Пришлось активно ровнять ее лопатами. Кстати, у меня самая технологичная лопата с карбоновым древком Arva Ultra весом всего 300 грамм:

Стараюсь потихоньку собирать топовое снаряжение.

И в итоге все комфортно разместились. Мы уже над облаками:

Кстати, здесь пашет Мегафон. Выше нет.
Поужинать решили сублиматами, чтобы не бегать туда-суда. Утром солнышко:

Надо сушиться, пока есть такая возможность:

После ночевки альпинисты Зоя с подопечным решили идти назад. Подопечному тяжело. Звали с собой. Соблазнительно, но есть же цель.
И мы идем дальше:

После обеда вышли на следующую стоянку на 3500 метров:

Начал вкапываться. Разложил палатку. Порывом ветра одну дугу палатки кинуло к обрыву. К счастью, она там задержалась. Тут я увидел странные следы. Начинаются из пропасти и уходят в пропасть:

Кто так ходит вообще? Я уверен, что до нас сюда никто не заходил. Да и следы быстро заметаются. А тут прям свежачок...
По нашим следам на площадку зашли еще две группы.

Ночевка была неспокойной. Ветер практически укладывал на меня платку. Держал руками, думал порвет тент. Но нет, палатка действительно экстремальная и проявила себя отлично. Утром все, кроме меня завтракают. Что-то не могу ничего съесть, тошнота подступает.
Выдвигаемся дальше:

И достигаем следующей стоянки на 3700 метров. Все по схеме:

Это просто маленькая площадка у скалы. Начинаем усиленно ровнять её, чтобы поместились все четыре палатки:

Мой ужин опять был скуден. Запихнул в себя кусочек сала, луковицу и сушку. Ночью армагедец, ветер буйствовал. И опять борьба с конденсатом. Открывать вентиляционные окна нельзя, поскольку ветер приносит снежную пыль.
Несколько раз за ночь прогорохотали лавины.
Утром погода хороша, хоть и снега много вывалило:

Попил порошкового молока. А хорошо, что я выбрался из привычного зажрато-комфортного состояния и оказался здесь

Вид с моей кроватки:

Раз погода хорошая, то мы должны сегодня выйти к следующей стоянке на 4200.
В соседней палатке Наташа начала ныть Вове, что ей всё надоело и она готова идти вниз.

Вова был непреклонен. Начались сборы. Наташа положила свой рюкзак на каменную полочку, отвернулась и его порывом ветра унесло. Наташа билась в истерике, плакала. Там были вещи, деньги, паспорт. Если человек сильно не желает чего-то, то начинают работать подсознательные расчеты - сервисные факсимиле. Он может покалечиться, заболеть или потерять рюкзак.
Два хлопца ходили вниз, искали. Безрезультатно:

Вдобавок погода испортилась. Это был трындец. Мы итак шли слишком медленно и едва вписывались в график, согласно которого должны успеть на поезд 9 мая во Владикавказе. А тут такое...
Вова объявил, что сегодня желающие идут в радиалку без рюкзаков на 4200, а завтра мы валим вниз.

Желающие пошли, а я нет. Досыпал после дурдомной ночи и понемножку пихал в себя еду.
К нам поднялась еще одна группа. Четыре женщины и один большой круглый мужик килограммов 140 весом. И как он зашел? У женщин были расчеты. Если я правильно понял, зайдя на Казбек, они получали новую квалификацию и в дальнейшем имели право водить коммерческие туры на Пик Ленина в Киргизии. А это уже приличные деньги. Порядка штуки евро с каждого желающего зайти на самый доступный семитысячник планеты. Но облом. Им надо быть во Владике 8-го мая.
Вернулись наши с 4200. Там они ничего не увидели, кроме ровной площадки. Все в "молоке".
Пережив еще одну неспокойную ночь, мы начали параллельный спуск вниз с той другой группой.
Впереди шел Руслан и искал наиболее пологие маршруты спуска. Также он избегал лавиноопасных кулуаров. Леша, я и Саша ползли следом. Остальные четверо вместе с Вовой связались верёвкой, поскольку Наташа шла без кошек, а Ксюша, все время тормозившая всю группу, была слишком неустойчивой:

Местами пришлось дюльферять, т.е. спускаться по веревке вниз:

Та параллельно идущая группа сильно отстала от нас. Оказывается, одна из участниц не так давно ломала ногу и едва залечила ее. В теперь вот поперлась на Казбек. Чем люди думают?
У наших в связке началась небольшая свара.
- Тим билдинг, - посмеялся Руслан :-)
Мои бахилы изодрались вхлам, снег начал проникать в ботинки. Вздохнули с облегчением только тогда, когда спустились вниз на морену к нашей второй стоянке. Опять связались и перешли ледник. Вышли из зоны снега:

Перешли кривой мостик:

И вот мы опять у родоновых ванн. Я поставил палатку, разделся и кунулся отогреваться в теплую воду. Познакомился с семейством, которые каждый год сюда приезжают и целую неделю отмокают в горячей воде. Как по мне, скучно это.
Однако ж нужно пережить еще одну ночь в сырости при том, что все мои вещи вымокли. Я нашел пустую 5-литровую пластиковую бутылку, набрал в нее горячей родоновой воды и кинул в спальник. А также приготовил теплоиды:

Я сберег 2 теплоида на самый критический момент. Он настал. Грелка из горячей воды и химическая грелка отработали на отлично. Но, похоже, ноги я все равно немного подморозил. Чувствительность упала, какое-то онемение стоп и пальцев.
Лёша в кемпинге начал истерить, чтобы ему немедленно выдали спирт из аптечки. Он был на грани заболевания, поскольку тоже весь вымок. Оказывается, не только я всю дорогу боролся с конденсатом в палатке. Все жаловались, что приходтся спать в лужах.

Рано утром все спят. Бухнули, расслабились.

Гляжу на свою обугленную морду:

Оставляю всю еду и газ товарищам, а сам топаю на выход в сторону погранцов:

Дошел до места первой ночевки и с удивлением обнаружил рядом с моим спальным местом огромный валун. Прилетело:

Вот уже зеленая травка появилась и цветочки. Это то, что нужно!

Спустился в село Кармадон. В советские времена тут был мощный санаторий:

Иду дальше, прохожу село Кани и Нижнее Кани.

Это для того, чтобы иметь больше шансов поймать попутку, выходящую из любого из этих сёл. Сработало. Меня подвезли к выходу из ущелья. А там дальше автостопом до Владика. На следующий день самолетом в Москву.
Дома встал на весы - потерял 6 кг. Такой фитнес!

А что мои товарищи?
Астраханцы Руслан с Лешей тоже решили не тянуть резину и, оставив платку Саше, двинули в сёла. Там, переночевав в каком-то сарае, провонялись навозом . Попуток всё не было и они начали рыскать по домам, кто бы их отвез. Нашли. Во Владике из-за бомжеватого вида их быстро повязали менты. Пока проверяли историю и документы, им было велено сидеть в уголке и...не вонять навозом . Разобравшись, их отпустили.

Ну а остальные, отдохнув на родоновых ваннах, двинули к местной достопримечательности Даргвас, город мертвых:

Погребения осетин стали посещаемым местом:

Выбрались на маршрутке из Кармадона:

На поезде добрались до пересадочной станции в Лоо, что возле Сочи. Там забухали:

кайфанули на солнышке и даже искупались в прохладном море:

Поваляв дурака поехали в Пензу. В общем, всем хорошо.

Руслан зовет меня повторить маршрут в августе, когда не будет столько снега и погода будет стабильная. Пока не знаю, не решил.

П.С. Ждем от Вовы видеоролик.

Posts from This Journal by “туризм” Tag

• Иран. Язд.

начало... Поездка в Язд оказалась совсем не скучной. Рядом со мной едет студент Исфаханского университета. Будущий инженер-электромеханик и…

• Иран. Кашан, Исфахан.

начало... Утром еду на южный автовокзал, что рядом с метро Payane-e Jonub: Покупаю билет на Кашан. Автобусы современные и комфортабельные:…

• Иран. Демавенд.

начало... Следующим утром иду в дворец свергнутого шаха Голестан. По пути попался какой-то музей местного значения: Заглядываю внутрь.…

• Иран. Точал.

Последние 10 лет тяготею к Персии Ирану. В одитинге вскрыл несколько жизней в этой самобытной стране. Это не особо туристическое…

• Соло по Кипру (видео)

• Миссия ОТ в Риме. Карл, Дахау, итоги.

На следующий день я не фонтан. Указание кейссупервайзера выполнить не смог. Слишком тяжко. Зато на этот день запланирована встреча с одним из…

• Миссия ОТ в Риме. Последний день мучений Помпеи.

Проснувшись утром, чувствую першение в горле. Кашляю. Хозяин хостела, чтобы согреть постояльцев, вечером включил кондиционер на обогрев. По…

• Миссия ОТ в Риме. Неаполь.

Встаю очень рано и еду на вокзал Termini. Билеты взял заранее на замечательном сайте. 3 часа на электричке и ты в Неаполе. Выхожу из вокзала:…

• Миссия ОТ в Риме. Тон 40.

Следующим утром в сессии происходит качественный скачок. Он связан с предыдущими усилиями освоить тон 40. Что есть тон 40? Это настолько…